Пожарная безопасность является одной из самых важных частей охраны труда. Правильное её обеспечение позволит избежать трагедии, спасет ваше имущество и жизни ваших сотрудников. Наличие качественного противопожарного контроля — одна из характеристик успешного предприятия.
Какие задачи следует поставить
Для того чтобы организовать пожарную безопасность на крупном производстве, предотвратить возможное возникновение и развитие пламени, следует выполнить пять задач:
- обеспечить предприятие средствами оповещения рабочих о нештатных ситуациях, внедрить системы автоматической противопожарной защиты (АППЗ), пожарного контроля и пожаротушения;
- предусмотреть комплекс мер, позволяющих ограничить распространение возникшего пожара;
- повысить уровень осведомленности сотрудников и администрации о требованиях пожарной безопасности;
- проводить регулярный контроль того, как сотрудники выполняют требования ПБ;
- организовать и проводить противопожарный контроль на производстве.
Один из самых важных моментов — это компетентность, ответственность и осведомленность работников и должностных лиц. Они должны знать порядок своих действий в случае возникновения нештатной ситуации. За пожаробезопасность производства должен отвечать конкретный человек. Следует продумать места хранения базовых средств пожаротушения и спецодежды, еще на этапе организации производства предусмотреть места для курения и доступные пути эвакуации. Каждое предприятие обязано иметь свою инструкцию по пожаробезопасности. Она формируется, исходя из характеристик оборудования и материалов, проходящих техпроцессов, экологии и других особенностей вашего производства.
Какие требования пожарной безопасности следует выполнить
Закон говорит о том, что на видных местах в объекте должны присутствовать таблички. На них следует указать телефон пожарной охраны. Если на этаже единовременно находится больше десяти человек, помимо табличек следует вывесить схемы эвакуации. Кроме того, следует предусмотреть систему оповещения о пожаре. В том случае, если на объекте пребывает более пятидесяти человек, в дополнение к теле-фону и схеме следует создать доступную и подробную инструкцию для персонала. В ней указываются действия, необходимые для быстрой, своевременной эвакуации. По меньшей мере раз в шесть месяцев следует проводить тренировки персонала в соответствии с этим документом.
Следует своевременно проверять и заниматься обслуживанием противопожарных систем. Есть объекты, где они должны быть автоматизированы. Их полный список указан в НПБ 110-03.
Запрещается хранение легковоспламеняющихся и взрывчатых веществ в ненадлежащих условиях. Не допускается размещение больших объемов горючих жидкостей в цокольных этажах и подвалах. Двери технических помещений, где люди находятся редко, следует закрыть на замок, а окна чердаков и подвалов обязаны всегда быть захлопнуты. Несоблюдение любого из этих требований на производстве может при-вести к административной ответственности его руководителя.
Как составляется план эвакуации
Администрация предприятия должна назначить лицо, ответственное за создание плана. В крупных компаниях организовывается специальная комиссия. В неё должны войти зам. директора по хозяйственной части, глава пожарнотехнической комиссии, а также начальник пожарной охраны предприятия. Они изучают строение помещений, определяют возможные пути для автотранспорта и сотрудников. Комиссия или ответственное лицо определяет тех, кто будет гарантировать эвакуацию людей. Уточняются места хранения легковоспламеняющихся, пожароопасных веществ, материальных ценностей, важной документации.
План состоит из двух частей: графической (схема) и текстовой (документ). В доку-менте следует указать всех тех лиц, что отвечают за эвакуацию, их обязанности, необходимые действия в критической ситуации и порядок их исполнения.
После этого план эвакуации подтверждается главой производства. Издается приказ о его внедрении. В ближайшее время проводится практическая отработка нового документа с менеджерами и рядовыми сотрудниками. Контроль за тем, насколько хорошо обучены сотрудники, ведет руководитель предприятия. Он же будет вносить изменения в план в случае изменения обстановки на фирме, назначать новых ответственных людей и так далее.